г. Тула, Красноармейский пр., д. 16 +7 (4872) 56-02-31

Оспаривание кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы за пользование земельными участками, выкупной стоимости земельного участка при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Кадастровая стоимость земельного участка - это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Бывает, что кадастровая стоимость больше реальной в несколько десятков раз. Поскольку налог на землю платится исходя из кадастровой стоимости, то он может стать для владельца участка непосильным.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Часто случается, что кадастровая стоимость необоснованно завышается. Основной причиной этого является невозможность детально оценить каждый земельный участок. Неправильное определение кадастровой стоимости участка может привести к финансовым потерям для его правообладателей.

Массовая оценка объектов недвижимости далека от совершенства, из-за чего Минэкономразвития России вынуждено регулярно корректировать методику оценки. В настоящее время уже принято решение о формировании новых подходов к методам. кадастровой оценки.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков). Результатом может стать экономия (в зависимости от реальной стоимости участка) от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей, которые ежегодно уходили бы на уплату земельного налога.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако обращение сначала именно в комиссию представляется целесообразным.

В Тульской области комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создана при Управлении Росреестра.

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, - пять лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуется следующая последовательность действий.

В комиссию подается заявление, в котором указываются причины, по которым заявитель считает кадастровую стоимость неверной. К заявлению необходимо приложить:

1) кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений. Для подтверждения этого основания заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть Министерство экономического развития, Территориальное управление Росимущества в Тульской области, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях - орган местного самоуправления) и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения заявителю должны быть предоставлены в течение семи дней с даты поступления запроса;

4) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Данное требование должно соблюдаться неукоснительно, поскольку при разрешении споров относительно кадастровой стоимости суд отказывает заявителю в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости, не признав отчет о рыночной стоимости участка, на который получено положительное экспертное заключение, допустимым доказательством, поскольку согласно отчету оценка участка проводилась на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях:

- если отсутствуют вышеперечисленные документы;

- нарушен срок подачи заявления;

- величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

После подачи заявления в комиссию целесообразно принять участие в заседании комиссии и получить её решение. Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - месяц с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения комиссия обязана уведомить заявителя, он вправе присутствовать на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом, о чем уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления.

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также уведомляет территориальное управление Росреестра и Кадастровую палату.

 

Порядок судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если кадастровая стоимость в комиссии не оспаривалась, можно обратиться в суд с соблюдением следующего алгоритма.

 

1. Составление административного искового заявления и подготовка необходимых документов.

В административном иске могут содержаться следующие требования (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28):

- об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости);

- об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии.

В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл.25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст.125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения - если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления №28);

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п.5,7 ч.2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ст.126, ч.2,3 ст.246, ч.3 ст.220 КАС РФ; п. 11 Постановления №28):

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) документы и сведения, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается из-за наличия указанных ошибок;

6) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ)

7) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка установленным требованиям в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;

8) решение комиссии (при наличии);

9) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб. (пп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ; п.30 Постановления №28);

10) документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия - для представителя, не являющегося адвокатом (ч.1 ст.55, ч.4, 5, 8 ст.57 КАС РФ);

11) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

 

2. Обращение с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд.

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в Тульский областной суд (по месту проведения работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость).

Сроки для с обращения в суд с административным исковым заявлением:

- не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);

- в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, - в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии (ч.1 ст.219 КАС РФ; п. п.4,8 Постановления №28).

Суд рассматривает административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца (ст. 141, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.5 ст.247, ст.248 КАС РФ). В целях подтверждения правильности и достоверности вышеупомянутого отчета и определенной оценщиком рыночной стоимостиобъекта оценки судом назначается судебная оценочная экспертиза. После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч.3 ст.249 КАС РФ; п.25 Постановления №28).

Исходя из положений статьи 16, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решение суда является основанием для внесения органомкадастровогоучета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, а также о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с иском в суд.

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч.5 ст.24.20 Закона №135-ФЗ).